Школьный сад
Евгений Староверов
Школьный сад, черемуха, крыжовник.
От сиреней кругом голова.
И скамья, где маленький любовник,
Резал бритвой вечные слова.
Поперёк тройного слоя краски
Перочинной «рыбкой» по рублю,
Хоронясь мальчишеской огласки,
Три словечка: «Я…Тебя…Люблю» .Напрягал худой костлявый локоть,
Капли пота плыли в волосах,
И скамья занозою под ноготь
Наградила резчика всердцах.
И шумели клёны меднолисто,
Целовались в кронах соловьи.
Плыл закат в хмельном ноктюрне Листа,
Опьянённый «Грёзами любви».
Жизнь прошла, очистив поле брани,
Отшумев прощальною водой.
Школьный сад, опавшие герани,
Гладь скамьи с закрашенным признаньем,
И мальчишка… горький и седой.
Где он
теперь наш школьный сад, наше любимое место, в которое хочется возвращаться
вновь и вновь? Чтоб можно было прийти
туда и отдохнуть в саду прекрасном, что посадили несколько поколений
школьников, учителей нашей школы?
Вспоминая свои школьные годы мысленно брожу по саду… Память рисует счастливые моменты школьной жизни, где мы
любили отдыхать на переменках в уютном и тенистом уголке сада , огороженный забором. Здесь
среди тополей и сиреней прошло наше
время. Вот они те самые скамейки, которые каждую перемену ждали нас.
Скромненькие такие скамеечки, исписанные вдоль и поперек . Как мы любили здесь
резвиться! А там на большом участке мы дружно работали на уроках
биологии и труда, копали грядки, сажали семена, пололи… И конечно же обливали
водой друг друга, прятались от учителей и сбегая с урока любили гулять по саду.
А с другой стороны школы у нас росли акации. И мы мальчишки вооружались
ловушками из тетрадных
листов ловили шмелей, которые в теплые солнечные дни весны повсюду
сновали среди цветков акации и тайно проносили в класс. А потом вместе с
классом бегали ,чтобы поймать их еще раз и выпустить на улицу. Эх, вернуть бы
еще раз эти чудесные годы и наш родной школьный сад. Посидеть бы еще разок на
скамеечке , подышать бы воздухом весенних сиреней и тополей. Пройтись бы еще
раз …
Но.. К
сожалению мы не сможем вернуться туда.
Не можем, потому что его теперь нет.
Видно, мы со
временем изменили себе и школьный сад стал не нужен нам , даже в качестве
воспоминаний. Мы умудрились разрушить не только школьный сад, но и тот огромный парк, который укрывал
в своей тени СДК села, правление колхоза.
Сколько поколений сельчан наслаждались в его тени , вдыхая свежий воздух
деревьев. Сколько детворы лакомились яблоками сада. Сколько праздников, свадеб и молодежных дискотек увидел
он – не перечесть. Вместо наших
садов сегодня построены дома, построена
новая школа и клуб. И теперь не только
мы, взрослые ни имеем возможности отдохнуть в этих садах, но и наши дети не имеют
этого удовольствия.
Да,
Это было в прошлом, в другом государстве
и называлось оно Советский Союз. В том государстве многое говорили и о воспитании любви к Родине, мы все физически
ощущали эту любовь в себе, в своём отце, маме, учителях и одноклассниках. Была
достаточно яркая, наполненная радостными ожиданиями жизнь в пионерских лагерях,
где мы дружно трудились во благо Отечества и верили в лучшее будущее нашей
страны. Старшее поколение еще помнить те времена и скорее всего в положительном
плане. Действительно ,не все так было
плохо.
Оглядываясь назад и сравнивая с сегодняшней действительностью приходишь
к выводу: не лучше стали жить, нет. Мне, как учителю больно смотреть как разрушаются старые традиции советской
школы, которая была самой лучшей в мире. И весь просвещенный мир учился у наших
педагогов – ученых. А сегодня мы
словно нищие, перенимаем методику
западной системы образования, которая не заинтересована, чтобы наши дети
обучались в духе советской школы. А что такое советская школа? Это прежде всего нравственность ,
опирающаяся на опыт тысячелетних
традиций народов населяющих нашу общую родину.
В советский период мы с детства
впитывали в свое сознание и душу такие извечные духовные истины, как
доброта, , любовь к родине, к старшим, родителям, к природе и т.д. Этот список очень большой и постоянно
пропагандировалась, по современному рекламировалась ,повсюду. Вспомните
школьные тетради, дневники, коробки спичек, всевозможные плакаты, телепередачи,
кинофильмы. Концерты. Я помню ,ни одно торжественное мероприятие на селе и в районе не обходилось без
школьников.где мы выступали с
литературно музыкальными монтажами. Мы дети всегда чувствовали свою
сопричастность к судьбе нашей Родины. Но я не об
этом …Нужно смотреть вперед. Жизнь то идет, и дети подрастают. Многие из нас,
взрослых уже прожили большую часть своей драгоценной жизни , возможно некоторые
подумывают о старости . Это нормально…
Но неужели никого из вас не посещает мысль о том, что же мы сделали для наших
детей. Нет, нет, я не говорю о квартире ,машине, даче и других материальных
вещах., нет, хотя бывает, без них то же не обойтись. Я хочу сказать о природной среде, которую оставляем детям ,о
здоровье, о души ребенка. Какую родину оставляем детям?
Сегодня понятие
Родины размыто и многие с трудом представляют вообще, что это такое. Природная
среда рушиться из за нашего потребительского отношения к ней, традиции
предаются забвению уступая выхолощенной западной псевдокультуре , нация теряет
здоровье ведя образ жизни, при котором здоровая жизнь просто невозможна, сознание наших детей деградирует из за нахлынувшего потока искаженной информации о мире.
Пора нам
всем чуть отвлечься от сегодняшних иллюзий современного мира, которая все
больше и больше пожирает души наших детей и постепенно шаг за шагом вернуться к
своим корням – образу жизни наших предков. Найти все мыслимые возможности,
чтобы воспитать в них любовь к семье, роду, традициям народа, к родной Земле –
к малой Родине. Может, они смогут
распутать эту паутину и подарить каждому понятие настоящей Родины, где бы
счастливо жили мы и наши будущие потомки. И начинать надо со школы, детского
сада.
Школьный сад… Снова всплывают счастливые
школьные годы.И мысли стремятся стараясь возродить образ школьного сада. И
вдруг вспоминаются слова русского писателя Владимира Мере:
« Давайте каждый из нас возьмёт по маленькому участку
своей земли, соберёт весь свой разум и всю свою духовность и создаст
маленький-маленький, но конкретный рай. Превратит маленький кусочек Земли на
большой планете в цветущий сад, материализуя свою духовность, как это сделал
Бог.»
А что, если и нам
при каждой школе создать прообраз будущей родины и на конкретном участке реализовать
образ счастливой родины . Пусть школьники – будущие хозяева нашей
страны с малых лет начнут созидать
вместе с учителями , родителями в
школьном саду настоящего – превращая
его в райские сады в будущем. В прцессе совместной творческой
деятельности занимались бы изучением Родины своей, возрождением образа жизни предков, сотворения гармоничного
пространства на участке Земли,
восстановлением гармоничных
отношений с живой природой, Землёй, между людьми.
Я думаю, предпосок для этого более, чем достаточно…
Во первых это:
- потребность экологического чистого пространства в жизни учеников;
- потребность в духовном переосмыслении своих корней, не
зря сегодня популярно явление составления родословной своего рода в школах,
попытка возрождения древних традиций народа, и т.д.
- потребность в
своей чистой естественной пищи, полезной для организма детей, которая
становится все меньше и меньше в школьных столовых, несмотря на изобилие
сертифицированных продуктов.
- потребность в полезном совместном трудовом сотворчестве
детей.
- потребность в профилактике правонарушений среди
подростков, наркомании и других пагубных привычек на примере творческого труда
в школьном саду.
- потребность в привитии здорового образа жизни, через
реальные дела на земле, а не только в процессе теоретической пропаганды.
- потребность реализации знаний , полученных на уроках ,
на конкретной творческой площадке
школьного сада.
- потребность у современной молодежи проявить свои качества на конкретном
деле – обустройстве школьного сада.
Здесь приведены
далеко не все предпосылки. И эти дают нам пищу для серьезных размышлений.
Конечно же об этом должны думать все слои населения, но
мы педагоги школы прежде всего думаем о процессе воспитания и обучения,
результатом, которой должен быть духовно и физически здоровый
ученик – будущий гражданин России.
Каким вижу я
школьный сад будущего?
Прежде всего
это участок земли, призванный стать творческой мастерской, где будут
реализовываться знания , полученные на
уроках и дополнительных занятиях.Например постройка небольшого домика ,
создание небольшого водоема, домика для
пчел, знание растений на участке потребует определенных знаний.
Это место
– учебный полигон, где будут изучаться различные стороны жизни общества. Это то
место , где будут возрождаться народные традиции – земледелие, быт, культура,
обычаи, мировоззрение. Я вижу родовое дерево на участке, предметы народного быта, школьников танцующих народные
танцы, слышу народные песни, звуки народных инструментов.
Это то место, где дети будут отдыхать, интересно и
полезно проводить свой досуг.
Это место, которое будет обеспечивать школу своими
полезными продуктами.
Это то место где будет реализовываться совместный
творческий труд родителей , детей,
учеников. Самые главное – в
будущем дети способны будут создать свое
пространство ,для своей семьи, применяя знания и опыт полученный здесь в
школьном саду. Не для этого ли стоит жить на земле – быть счастливым на своей
земле, умножая достижения своего рода и рода человеческого?
Школьный сад… Как много родного в этом словосочетании… Возможно в
будущем наши дети тоже вспомнят о тебе с любовью. А еще лучше пусть
,возвращаясь в твое тенистое лоно, наслаждаются твоей красотой, безмолвно
общаясь с прошлым.
Источник: http://robert1972.ucoz.ru/publ/stati_druzej/moi_stati/shkolnyj_sad/3-1-0-28 |